Пако Рабан
Во Франции Пако Рабан изучал архитектуру, но после завершения учебы по профессии не работал, хотя позже использовал приобретенные знания при создании одежды. Еще будучи студентом Пако Рабан начал заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии. Пако Рабан использовал новые материалы, например родоид — высококачественная пластмасса на основе ацетилцеллюлозы, которые предлагали простор фантазии. Легкие, цветные и недорогие, его изделия привлекли внимание молодых покупателей. В 1965 году было продано около двадцати тысяч экземпляров.
В 1966 году, в Париже, Пако Рабан представил свою первую коллекцию: двенадцать моделей из «современных материалов». Наряды из бумаги, пластика, металла на босоногих белых и темнокожих девушках. Его показ был замечен международной прессой. Выдумщик Пако Рабан продолжил экспериментировать, он создал коллекцию нарядов из бумаги, которую считал одеждой будущего. Среди его проектов были плащи из перьев, одежда из кожи и металла, плетеные кольчуги, с добавлением сухих цветов, кружев. Геометрические прогрессии, комбинирование материалов, Пако Рабан использовал все. В 1969 дизайнер создал свои первые духи «Calandre», в 1973 он перевернул мир парфюмерии создав мужской аромат со смешанным запахом цветов и дерева (Paco Rabanne pour Homme).
Кутюрье также известен как дизайнер костюмов для театра и кино. Пако Рабан разработал костюмы более чем для 35 фильмов, а также для бесчисленного множества театральных постановок и балетов. Один из самых знаменитых костюмов в кино — костюм, разработанный для Джейн Фонды в фантастическом фильме «Барбарелла».
Уже много лет Пако Рабан занимается живописью, но он никогда не выставлял свои художественные работы публично. Впервые художник представил свои работы на выставке в Центральном доме художника в Москве. Официальное открытие выставки состоялось 1 октября 2005 и продолжалось до 14. В мае 2008 мэтр снова посетил российскую столицу, в этот раз он приехал с трехдневным визитом чтобы принять участие в открытии Дома моды Вероники Жанви.
Еще одно посещение России Пако Рабаном в 2007 году связано с международной акцией по сбору средств для фонда борьбы со СПИДом. Суть акции: часть дохода с каждого проданного флакона парфюма «BlackXS for her» была перечислена в фонд Sidaction, который затем перераспределил средства по программам финансирования борьбы со СПИДом, в том числе и в России .
Сегодня Пако Рабан работает с Розмари Родригес, которая смешивает секреты изобретений великого кутюрье с образом сегодняшней женщины в современных коллекциях торговой марки Paco Rabanne.
В начале 60-х годов в искусстве произошли большие изменения. Стало модным «Оптическое» и «Кинетическое» искусство. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, живописцы – к неону. Эти революционные изменения в искусстве вдохновили Пако Рабанна на создание собственной коллекции. В 1965 г. появляются первые творения с подписью Paco Rabanne.
Впервые он шокировал публику в 1966 году. Тогда собранию утонченных ценителей была представлена коллекция «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Надо представить парижские показы мод тех времен: безмолвствующая публика и голос, выкрикивающий номера моделей. В первых рядах – эстетствующие журналисты, дамы в классических платьях с рядами жемчуга на шеях и мужчины в безупречных костюмах. И вдруг молодой испанец (увлекавшийся, кстати, тогда музыкой «Битлз», дадаизмом и одержимый идеей представить публике женщин всего мира) выводит под музыку Пьера Буле танцующих чернокожих манекенщиц в металлических платьях. Публика в шоке. Часть возмущенных журналистов немедленно покидает зал. Оставшиеся зрители с изумлением взирают на девушек. Немыслимые платья модельер собирал, используя обыкновенные пассатижи и паяльную лампу. Колючее железо безжалостно царапает нежные тела моделей. Но мужественные девушки продолжают танцевать.
Первая коллекция принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа, а также определила его беспокойное революционное будущее. В 1966 г. Пако Рабан создал бумажные платья – так родилась идея одноразовой одежды.
В 1967 г. основывает собственный Дом моды в Париже. Представляет «отлитые» платья – подогнанные по форме тела и сделанные из металлических частей.
В 1968 г. появились вязаный мех и алюминиевое джерси. В этом же году создает костюмы для знаменитого фильма «Barbarella» с участием Джейн Фонды.
Для платьев 1988 г. дизайнер использовал лазерные диски. «Днем ее одежда должна определять деловой скоростной образ жизни. Вечером – подчеркивать величие и женственность богини», – говорил в конце 80-х Пако Рабан . Для достижения вечернего эффекта Пако Рабан играл со светом и прозрачностью, используя сверкающие на теле отражающие и микрокристаллические материалы. Это было второе рождение «экспериментальных» образов от Пако Рабана: платья из голографического волокна и органического стекла.
Мир ароматов
В самом начале дизайнерской карьеры Пако Рабан бросается в другую авантюру – в мир ароматов. В 1969 г. созданный им аромат «Calandre» мгновенно завоевал избалованные женские сердца. Названный именем автомобиля, флакон с металлическим ободком ассоциировался с нью-йоркской архитектурой, а общепринятому основному лимонному тону ароматов той эпохи Пако Рабан предпочел ноту кипариса. Затем появились «Paco Rabanne Pour Homme» и его вариации в 1973 г., «Metal» (1979 г.), «La Nuit» (1985 г.), «Sport» и его вариации (1986 г.), «Tenere» (1988 г.). В 1993 г. пришел черед дерзкого аромата 90-х XS (Excess Pour Homme) – для мужчины желанного и чувственного. Этот аромат по сей день пребывает в списке самых покупаемых мужских туалетных вод. В 1981 г. в интерьерах многочисленных поклонников Дома Paco Rabanne появилась мебель, столовые принадлежности и скатерти от любимого модельера. А в 1990 г. вышла 1989 г. – представляет женскую линию ready-to-wear. На основе своего футуристического стиля создает «носибельную» одежду, так называемую линию pret-a-porter для женщин в 1989 и годом позже для мужчин.
В течение многих лет творения Рабанна выставлялись в лучших музеях мира в Нью-Йорке, Токио, Париже, были представлены на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри, в Милане.
Награды свидетельствуют о международном признании его искусства: приз «Beauty Products Industry» – за «Calandre» (1969 г.), Оскар «Фонда ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) – за композицию и упаковку «Paco Rabanne Pour Homme» (1974 г.), «Золотая игла» – за коллекцию Haute Couture (1997 г.), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985 г.), «Золотой наперсток» (1990 г.).В 1989 г. в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании «Орденом Изабеллы Католической», а также стал Кавалером «Ордена почетного легиона» во Франции. В 1992 г. Пако Рабан удостоился высокой чести представить ретроспекцию своих работ королевскому Двору Испании на выставке в Севилье. 31 мая 2001 года король Хуан Карлос вручил ему «Золотую медаль за достижения в изящных искусствах».
Страстный ценитель культуры, Пако Рабан вкладывает силы и средства в открытие культурных центров, в издание журналов. В его костюмах снимались Урсула Анднерсен, Джейн Фонда (костюмы для знаменитой Barbarella были придуманы именно Рабанном), Франсуаза Харди, Брижит Бардо, Одри Хепберн и др.
Брызги ультрафиолета
В июле 1999 г. состоялась презентация коллекции от кутюр осень-зима 1999/2000, определившая важный этап в жизни Дома: Рабанн заявил, что отныне не будет лично заниматься высокой модой, и с головой уйдет в прет-а-порте. И передал дальнейшую работу по созданию коллекций Дома команде молодых модельеров. Последнюю коллекцию Рабанн привез на московскую Неделю высокой моды вместе с новым ароматом Ultraviolet, очень изысканным и ни на какой другой не похожим.
В Москве Пако Рабан показал свою новую коллекцию от кутюр в канун нового века. Удивительные платья из металла, соединенные с искусственным мехом, в форме китайских фонариков; облегающие платья из металлического джерси в комплекте с длинными камзолами, пластиковые болеро, металлические джемпера и другие необычные вещи. Пако Рабан замечательно играет со светом и оптическими характеристиками материалов: все его модели буквально ослепляют. Последняя коллекция еще раз подтвердила титул мастера как великого провокатора в мире моды: большинство присутствовавших на показе пребывали в полной уверенности, что искрящаяся и струящаяся одежда выполнена из шелка, а между тем это был самый настоящий металл.
Вплоть до появления господина Рабанна на сцене не верилось в то, что он действительно почтит своим присутствием презентацию. Тем не менее, послышались апплодисменты, и в окружении свиты на сцену проследовал мужчина с белыми волосами и с такого же цвета бородой. Это, собственно, и был всемирно известный кутюрье. По словам Пако Рабана, он испытывает трепетные чувства к России, преклоняется перед красотой русских женщин. После окончания официальной части на сцене появились мускулистые полуобнаженные молодые люди с нанесенными на грудь таинственными знаками, святящимися в темноте, (которые, вероятно, и должны были символизировать концепцию и название запаха Ultraviolet), и начали разбрызгивать новый аромат, шествуя по клубу.
Публика увидела утонченный силуэт, взрывные цвета и формы, взрезающие пространство своей геометрией, возвещают о наступлении миллениума. Металлическая кожа, соединенная с искусственным мехом, платья в форме китайских фонариков, накидки и комбидрессы яркого ультрафиолета, пронзительного розового, кислотного зеленого и искрящегося желтого.
Космический взгляд: наряды, создающие металлические оптические иллюзии, кольчужное покрытие, металлическое джерси и цепочки блесток в комплекте с длинными камзолами и прямыми облегающими платьями, сияние бриллиантовых метеоритов. Электрический мороз: тонкая пластиковая пленка ловит свет на болеро и свободных атласных брюках, металлические джемпера, связанные огромными иглами, бижутерия на длинных узких юбках и бархатные прямые брюки цвета ночи. В последней коллекции Рабанн воспоминал о самых известных местах Парижа, Берлина, Брюсселя, Сиднея и Нью-Йорка – в росписях по шелку и на сверкающих серебряных пластинах. Заключение коллекции – свадебное платье: под мантильей из золотого кружева невеста, подобно русской матрешке, закутана в платье-пальто из меха мышиного цвета, вышитого золотыми тюльпанами.
Дорога посвященных
– Мы переживаем рубеж тысячелетий. Становится труднее отождествлять какие-то вещи, понятия. Я являюсь представителем младшего искусства. Есть, как вы знаете, старшие искусства – музыка, живопись, скульптура, и младшие – дизайн, мода, так называемые прикладные. Низшие искусства светят отраженным светом. Они развиваются не сами по себе, а под влиянием высших искусств. Вспомните: когда появился конструктивизм, он охватил все области, в том числе и моду. Царила гармония. А сейчас произошло смешение высшего и низшего искусств. Началась эпоха их слияния. Это нормально, но высшие искусства утратили свое лидирующее положение. Они не знают, куда идти, не могут предложить новую философию. Поэтому низшие искусства тоже не знают, куда направляться. Посмотрите на моду в Париже – это же просто ужас, отсутствие основополагающей идеи!
Сравнительно недавно Рабанн открыл для себя новую область. Его первая книга «Траектория» «Trajectory», вышедшая в 1991 г., стала бестселлером и разошлась тиражом более 500 000 экземпляров. Вскоре появилась вторая – «Конец времен» «The End of Times» (1992), в которой он призвал человечество к более глубокому проникновению в суть вещей и нравственных ценностей, к заботе о ближних. Обе книги были переведены на пять языков. В 1994 г. Пако Рабанн написал новую книгу «Настоящее время: дорога посвященных» (Le Temps Present: le chemin des grand inities) – личный путеводитель, рассказывающий о том, как стать более светлым и искренним в наш изменчивый век, продолжающий тематику двух первых книг.
Автор нескольких книг, архитектор по образованию, астролог и вегетарианец по убеждению, Пако Рабан – мистик по воспитанию.
Все изыски мастера – от его философии, его взглядов на мир. Есть два света, считает он, – свет физический, идущий от солнца, и свет духовный. Соединить эти два потока он пытается в одежде. Более прозаическое объяснение – в стремлении художника предвосхитить события будущего.
Население Земли растет по экспоненте. Когда нас будет двадцать миллиардов, не будет человека, по мнению художника, одевающегося в натуральные ткани. Исчезнут хлопок и шерсть. На смену придут металл, пластик, минеральное сырье. Другое направление он видит в использовании отходов. В недалеком будущем женщина, встав утром с постели, будет брать в руки тюбик или баллон с жидким металлом и наносить одежду, как картину, прямо на свое тело. Сама себе творец, она пойдет по улице в платье, обтекающем линии ее тела, кутаясь в шарф или мантилью из газа.
Официальный сайт: www.pacorabanne.com