Русская краса
На Руси с древних времен сложился свой национальный идеал женской красоты. В противовес западноевропейским, русские женщины лишь тогда назывались красавицами, когда были дородны телом, весили не менее пяти пудов (свыше 80 кг), имели крепкое телосложение, высокий рост и гордую осанку. Обязательными считались также белая кожа, румянец во всю щеку, светлые длинные волосы, густые собольи брови. Красавица должна была ходить не спеша, плавно, говорить напевно, не торопясь, словно «лебедь прокричит».
Для русской женщины худоба считалась большим недостатком, но среди народа бытовало суждение, что благодаря определенному распорядку жизни его можно быстро устранить. Ворожеи и колдуны знали специальные рецепты, хранившиеся в тайне от других. Чтобы «обрести тело», женщину заставляли несколько недель лежать в постели не вставая. Никого в светелку не допускали, кроме нянек и мамок, ухаживающих за своей подопечной. Обильная еда и питье делали свое дело. Особенно полезным считалось употребление перед едой рюмочки хлебной водки, вызывавшей аппетит. Возможно, поэтому в женской одежде преобладали простого покроя широкие сарафаны, летники, душегреи, отличавшиеся красочностью. Одежда не облегала и не подчеркивала формы тела, делала фигуру более статичной.
Сохранившиеся произведения искусства -портреты, гравюры, скульптуры - дают возможность наглядно убедиться в очаровании и не проходящей с веками красоте русских женщин. Русские живописцы умели передать не только красоту женского лица, но и внутренний мир, сокровенные мысли и переживания его обладательницы. Портрет А. П. Струй-ской (1771), написанный Ф. С. Рокотовым, вдохновил поэта Николая Заболоцкого на написание стихов. На портретах В. Л. Боровиковского много пленительных красавиц с загадочной улыбкой на устах. Одним из лучших среди них является портрет М. И. Лопухиной (1827). Неотразимая прелесть и очарование 1 8-летней девушки гармонично сочетаются с окружающей ее природой. Изящная поза, неуловимое выражение лица, цветовая гамма, основанная на сочетании голубого и зеленого, никого не оставляют равнодушным. Поэт Яков Полонский в своих стихах передал, возможно, ощущение многих, смотрящих на это необыкновенное полотно, обладающее большой магнетической силой.
В женских портретах художников О. А. Кипренского, В. А. Тропинина воплощены поэтические образы русских крестьянок. Своей неповторимостью, красотой лица выделяется полотно А. Г. Венецианова «Девушка с бурачком» (ок. 1 824). На нас как в жизни внимательно смотрят красивые, строгие девичьи глаза.
Очень хорошо передал идеал русской женщины художник Н. Д. Мыльников в своей работе «Молодая купчиха», написанной в 1830-е годы. На полотне изображена Надежда Ивановна Соболева — молодая, с красивыми чертами лица, дородной фигурой. Она как бы излучает доброту и покой, олицетворяя купечество с его старинными традициями и тягой к новому времени.
Женские портреты, выполненные в первой половине XIX века К. П. Брюлловым, блестящим мастером парадного портрета, полны романтической приподнятости и декоративности.
Перечисляя портреты русских красавиц, невозможно не вспомнить работы портретиста, акварелиста, миниатюриста В. И. Гау, посвященные несравненной красавице Наталье Николаевне Пушкиной (Гончаровой), о которой А. С. Пушкин в стихотворении «Мадонна» (1830)